Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






С. Нестеров

Жанровые и стилевые взаимодействия в сонате Э. Денисова для скрипки соло

В статье впервые в музыкознании сделана попытка целостно представить жанровые и стилевые взаимодействия в Сонате для скрипки соло Э. Денисова. Автор предлагает своё видение концепции целого, прослеживает взаимосвязи макро- и микро- масштабов, выявляет роль монограмм И. С. Баха, А. Берга, Э. Денисова и Л. Когана в создании единого ритмо-интонационного развития. С точки зрения автора в Первой части господствует вращательное движение, а в Третьей – спиральное, прерываемое стохастическими вкраплениями «зон молчания» и тишины в «рваный» парциальный ритмический поток. При воссоздании конфликта константного, духовного начала и преходящего, бездуховного, выявление этого противостояния внутри сознания художника-творца и в галактических просторах инобытия большая роль принадлежит исполнительскому прочтению ритмических, гармонических и жанровых особенностей сочинения. В Сонате осуществляется синтезирование жанровых разновидностей старинной и современной сонат, концерта, фантазии, импровизации. Барочные риторические фигуры и монограммы, будучи интонационной основой сочинения, имеют двойное символическое значение. В контексте музыки ХХ века они выступают как знаки Креста, Веры, апокалипсиса, страдания, хаоса и космоса. С ними взаимодействуют тематизм конструктивного типа, серийная техника и алеаторика.

Ключевые слова

соната, скрипка, монограмма, риторическая фигура, парциальный ритм.