В. Кисеев
Сайт-специфик перформанс в творчестве Мередит Монк
В статье рассматриваются проблемы обновления музыкального театра, ярко проявившиеся в американской художественной культуре второй половины XX–начала XXI века и связанные с введением в искусство новой формы представления – перформанса. На примере музыкально-театральных сочинений Мередит Монк исследуется оригинальная разновидность перформанса – сайт-специфик. Автор раскрывает особенности его воплощения в области музыкальной композиции, и, исследуя музыкально-театральные работы М. Монк в контексте других искусств, доказывает, что сочинения эти опираются на эстетические принципы, сформулированные нью-йоркскими художниками концептуалистами и минималистами. В статье обосновывается определение перформанса (и, соответственно, сайт-специфик перформанса) как формы представления, альтернативной академическому музыкально-театральному спектаклю. Обозначаются его характерные, отличные от спектакля свойства. Особое внимание в исследовании уделено изучению проблемы поиска композитором оригинальных приёмов воздействия на зрителя. Автор приходит к выводу о том, что в своих сочинениях М. Монк погружает зрителя в специально смоделированное художественное пространство, которое наталкивает зрительское сознание на ментальное конструирование смысла работы. Применённый в сайт-специфик перформансах авторский приём «картирования» (термин М. Монк) способствует активизации процесса отображения в памяти кажущихся разрозненными событий и установлению между ними концептуальных связей.
Ключевые слова
современный музыкальный театр, сайт-специфик перформанс, Мередит Монк.