Б. Стецюк
Современный фортепианный джаз: типовая стилистика и индивидуальные репрезентации
Статья посвящена обзору ведущих стилистических тенденций в современном фортепианном джазе. Автор полагает, что очевидная тенденция сближение джаза с академической музыкой реализуется в таких направлениях, как «барокко-джаз», «романтик-джаз», «джаззинг» и «фриджаз». С другой стороны, выделяется тенденция внутрипластовая, связанная со стилистикой «фъюжн» и реализуемая в таких направлениях, как «джаз-рок» и «эстрадный джаз». Отмечено, что отличительной чертой современного фортепианного джаза является его интегративная основа, интеллектуализм джазменов, совмещающих в своем творчестве такие «полюсы», как фолк-стилистика и современный композиторский авангард (Г. Рубалькаба, Б. Мелдау, и другие). В связи с этим выделены два направления в современном джазовом пианизме – джазовая неоклассика, характеризуемая претворением формул и конструкций академической клавирной музыки, и джазовый неофольклоризм, связанный с использованием элементов традиционной музыки, в частности, латиноамериканских ритмо-интонаций («латино-джаз»). В статье предложены характеристики ряда индивидуальных фортепианных джазовых стилей представителей данных направлений – О. Питерсона, Дж. Ширинга, Б. Эванса (джазовая неоклассика), М. Камило, Ч. Валдеса, Г. Рубалькаба (джазовый неофольклоризм). Автор приходит к выводу, что стилевое разнообразие в современном фортепианном джазе особенно отчетливо проявляется в творчестве джазовых пианистов начала нового тысячелетия, что наглядно демонстрирует стиль В. Неселовского, определяемый в статье как «программный фортепианный джаз.
Ключевые слова
джаз, фортепианный джаз, джазовая неоклассика, джазовый неофольклоризм, программный фортепианный джаз, В. Неселовский.