Г. Рыбинцева
Функциональная гармония классицизма и социальные учения XVII–XVIII столетий
В музыкальном искусстве Нового времени гармоническая вертикаль обрела статус фактора, который регламентирует мелодию, обеспечивает единство музыкальной ткани, определяет процессы музыкального формообразования. Эту новую роль зафиксировало учение о тональных гармонических функциях, обобщившее творческую практику мастеров музыкального классицизма. Теория гармонических функций унифицировала созвучия, которые составили своего рода иерархическую систему, место в которой определяется отношением созвучия к тоническому устою и предписываемыми ему функциями. Следуя гипотезе Т. Адорно о соответствии музыкальных структур структурам социальным, можно обнаружить аналогии между системой функционально понимаемых гармонических вертикалей и социальной структурой Франции – образцового монархического государства, а также с социально-политическими теориями и утопическими проектами рассматриваемого периода истории. В их числе: учение о переходе человечества от естественного состояния к гражданскому обществу Т. Гоббса, проекты совершенствования властных структур Дж. Локка, утопические проекты идеального государства французских просветителей. Выявленные аналогии свидетельствуют о том, что социально-политические проекты новоевропейских мыслителей-рационалистов и художественные модели идеального мира, созданные мастерами музыкального классицизма, имели в своей основе сходные мировоззренческие установки.
Ключевые слова
классицизм, гармония, функция, тональность, социум, гражданское общество, государство.