А. Денисов
Принцип цитирования в музыке XIX века – эстетика и композиторская практика
Цель работы – показать новую интерпретацию принципа цитирования в музыке XIX века по сравнению с предшествующими эпохами. Она раскрывается в двух аспектах: эстетические позиции в отношении проблемы «свое-чужое»; трактовка структуры и семантики цитируемого материала. В XIX веке композиторы используют этот прием весьма индивидуально. Причем индивидуализация затрагивает все ракурсы его существования: выбор первоисточника; трансформацию его интонационного материала и, соответственно, семантики; контекст звучания; художественные функции. Автор нередко вступает в полемику с используемым материалом, который становится для него предметом дискуссии, и в результате первоисточник может быть радикально переосмыслен. Одновременно для композиторов этой эпохи оказывается важной индивидуальная репрезентативность тематизма, его стилевая уникальность (в отличие от эпохи барокко, для которой на первом плане был аспект развития, преобразования материала). Разнообразный характер обретают функции цитаты – иногда она воплощает традиции далекого прошлого, иногда – представляет сферу гротескной пародии. Наконец, один и тот же первоисточник интерпретируется с точки зрения семантики по-разному – если он обладает несколькими значениями, в зависимости от контекста может актуализироваться только одно из них. В заключении делается вывод о том, что трактовка принципа цитирования в XIX веке свидетельствует о радикальной трансформации композиторского мышления, все чаще стремящегося подчинить «чужое слово» своему собственному «Я».
Ключевые слова
цитата, эстетика, поэтика, семантика, структура, текст.