Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Н. Бекетова

Творчество Рахманинова в свете традиции русской историософии

В данной статье творчество С. В. Рахманинова исследуется в свете русской историософской традиции, обращённой к веданию законов истории, исчисляемых соответствием (либо несоответствием) ценностной системе православной культуры. Со времён русских летописей это направление развивалось русской литературной и художественной практикой, в начале ХХ века исторически подтвердив верность пророческих прозрений отечественной мысли, постоянно обращённой к проблеме национальной и исторической памяти России. Проблема Памяти как проблема национального самосознания, по мысли автора статьи, помогает выявить важные закономерности процессов формирования и становления русского музыкального искусства ХIХ–ХХ веков. Явившись на этом рубеже, творчество Рахманинова сконцентрировало главные принципы и направления отечественных музыкальных открытий в небывалой ёмкости музыкальной концепции национальной Памяти, чем определяется главная миссия рахманиновской музыки, неслучайно столь востребованной сегодня. Открытия гениев ХIХ века обогащены в ней современным звучанием исторических прозрений по линии Рахманинов-Шостакович, с характерным для неё символическим феноменом оборотничества – романтического наследия, социально превоплощённого веком ХХ-м. Симптоматичная параллель Рахманинов-Мусоргский являет нашей современности уникальное музыкальное откровение: русскую экзистенциальную трагедию национального самосознания. Используя мифолого-символический подход, автор обозначает логику историософской концепции Памяти, сложившуюся в рубежном творчестве Рахманинова.

Ключевые слова

русское национальное самосознание, историческая память, пророчество, экзистенциальная трагедия, рубежный гений.