З. Алиева
Камерно-ансамблевые сонаты Ф. Шуберта в репертуаре современного скрипача: проблемы исполнительской интерпретации
Автором данной статьи представлена обзорная характеристика камерно-ансамблевых инструментальных произведений Ф. Шуберта, принадлежащих к жанру сонаты для скрипки и фортепиано, фигурирующих в концертном и педагогическом репертуаре многих современных музыкантов. В центре внимания исследователя – Три сонаты (сонатины) op. post. 137, датируемые 1816 годом (D-dur, D 384; a-moll, D 385; g-moll, D 408), Соната (Дуэт) op. post. 162 (A-dur, D 574, 1817) и скрипичная версия Сонаты «Arpeggione» (a-moll, D 821, 1824). В статье рассматриваются важнейшие черты стиля, присущие указанным ансамблевым сочинениям Ф. Шуберта, их образно-драматургическая специфика, композиционные особенности, взаимосвязи с исполнительским искусством шубертовской эпохи. Помимо этого, исследователем выявляются наиболее значимые проблемы, сопутствующие интерпретаторскому воплощению скрипичных сонат Ф. Шуберта, освещаются индивидуальные подходы к разрешению упомянутых проблем в концертной практике второй половины ХХ столетия. На протяжении статьи, в частности, характеризуются некоторые исполнительские тенденции, репрезентируемые в трактовках выдающихся музыкантов Новейшего времени – Ф. Крейслера, Д. Цыганова, Г. Бариновой, Г. Кремера, В. Спивакова, О. Кагана, М. Кугеля и др.
Ключевые слова
Ф. Шуберт, камерно-ансамблевое творчество, жанр сонаты для скрипки и фортепиано, исполнительская интерпретация.