М. Копырюлин
Современные подходы к формированию репертуара оркестра народных инструментов
Оркестр русских народных инструментов как явление отечественной и мировой музыкальной культуры в последние десятилетия значительно эволюционировал. Социальные потрясения, произошедшие в нашей стране в последней четверти ХХ – начале ХХI веков, отразились и на судьбе этой уникальной формы коллективного музицирования: изменился её социальный статус (практически перестали существовать любительские оркестры, при этом ощутимо возросло количество профессиональных коллективов), трансформировались репертуарные клише, обновился круг композиторов, обращающихся к музыке для данного состава. Указанные процессы требуют пристального внимания и глубокого анализа, осуществляемого не только самими представителями народно-оркестрового исполнительства (дирижёрами, педагогами и музыкантами-инструменталистами), но и «внешним» профессиональным сообществом (композиторами и музыковедами). В статье предпринята попытка критического анализа концертных программ, исполняемых современными оркестрами русских народных инструментов, в историческом плане и с точки зрения актуальных репертуарных стратегий. Автор констатирует факты преобладания (а порой и сознательного культивирования) в репертуаре некоторых отечественных народно-инструментальных коллективов (учебных и профессиональных) низкопробных поделок псевдофольклорной ориентации, далёких от подлинной сущности национального художественного мышления, тяготеющих к примитивизму, узости содержания. В статье подчёркивается важность создания и популяризации высококачественного оркестрового репертуара, сочетающего в себе традиции народного и профессионального искусства, отмечается первостепенная роль и особая ответственность руководителей современных оркестров русских народных инструментов в целенаправленном утверждении ключевых принципов характеризуемой репертуарной политики.
Ключевые слова
оркестр русских народных инструментов, концертный народно-оркестровый репертуар, репертуарная политика.