Т. Франтова
«Вызываем огонь на себя»
Статья посвящена научной деятельности «композиторов-шестидесятников» – С. Слонимского, Э. Денисова, А. Шнитке. Каждый из них сыграл заметную роль в музыкальном просветительстве через созданные научные труды. Научная деятельность не помешала им занять позиции ведущих отечественных композиторов второй половины ХХ века. Слонимский в своих работах, созданных в 60-е годы, объяснил многие революционные новшества в произведениях С. Прокофьева и Г. Малера. Благодаря этому он глубинно работал на упрочение позиций Новой музыки в ХХ веке. Э. Денисов и А. Шнитке, публично выступая против догматизма и академизации музыкального языка, активно изучали и пропагандировали, начиная с 60-х годов, художественные открытия европейского музыкального авангарда. Круг охваченных ими тем и проблем оказался настолько объёмным, что позволяет говорить о своеобразной «виртуальной книге» о новых техниках музыки ХХ века, заметно опередившей последующие реальные книжные издания. Научные открытия, содержащиеся во многих работах А. Шнитке и Э. Денисова сохраняют свою ценность и научную актуальность вплоть до нашего времени.
Ключевые слова
музыковедение композиторов, теория композиционных техник авангарда, научные труды Слонимского, Денисова, Шнитке.