В. Леонов, И. Палкина
Малорусский музыкальный театр на ростовских сценах XIX – начала XX века
Национальный музыкальный театр, как вид профессиональной деятельности, зародился в Малороссии в XIX веке усилиями разночинцев-любителей театрального искусства. Начало ему было положено в Елисаветграде, которому сейчас присвоено новое название – Кропивницкий, данное в честь одного из основателей театра. Показаны вековые связи этносов Малороссии и Дона. Освещена деятельность антрепренеров, артистов, театральных оркестров, выступавших на подмостках Ростова в XIX веке. Гастролировавшие в Ростове малороссийские труппы пользовались большой популярностью. Их репертуар составляли оперетты, либо оперы с разговорными диалогами, как правило, созданные на национальные сюжеты отечественными авторами. В то же время, в русскоязычной оперетте господствовали иностранные сочинители и фабулы. Бесспорно, успех малороссийских трупп в Ростове был обусловлен не только высоким уровнем исполнения музыкальных спектаклей, но и идейной, духовной близостью слушателям текстов и музыки. Герои опер и оперетт говорили о насущном, решали те же проблемы и пели те же песни, что и большинство сидящих в зрительном зале. А для городской элиты посещение спектаклей было как бы соприкосновением с жизнью народа через искусство.
Ключевые слова
Малороссийский музыкальный театр, репертуар, гастроли.