Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Н. Сокольвяк

Дмитрий Шостакович и Мечислав Вайнберг: о стилевых пересечениях в жанре струнного квартета

Статья посвящена проблеме стилевых пересечений в жанре струнного квартета двух крупнейших представителей отечественной музыкальной культуры XX века – Дмитрия Шостаковича и Мечислава Вайнберга. Очевидно, что ведущая роль в эволюции квартетного жанра в минувшем столетии принадлежит Шостаковичу, чьи струнные квартеты и на сегодняшний день остаются уникальным феноменом, обладающим особой силой художественного воздействия. Однако весьма самобытной страницей в отечественной истории смычкового квартета предстаёт квартетное творчество Вайнберга – современника и друга Шостаковича, долгое время незаслуженно причисляемого к его «эпигонам». Сквозь призму стилевой близости и, вместе с тем, претворения некоторых особенностей индивидуального композиторского письма рассматриваются отдельные компоненты музыкального языка и инструментальных приёмов выразительности смычковых ансамблей Шостаковича и Вайнберга. Обоюдное стремление композиторов к объединению цикла в единое целое, жанровая синтетичность, расширение арсенала технических возможностей как отдельных инструментов квартета, так и всего ансамбля, преобладание монологического типа высказывания, и, наконец, присутствие фольклорных интонаций, свидетельствуют об общности комплекса стилевых средств, присущей их квартетному творчеству. Между тем своеобразие и оригинальность образно-художественного содержания и эмоционального наполнения струнных квартетов как Шостаковича, так и Вайнберга, исключают какое-либо подражание или одностороннее стилевое воздействие, выступая скорее подтверждением творческого взаимовлияния двух художников-современников, их однонаправленного движения по пути эволюции жанра смычкового квартета в отечественной музыке XX столетия.

Ключевые слова

Дмитрий Шостакович, Мечислав Вайнберг, струнный квартет, квартетный жанр, квартетное творчество, композиторский стиль.