Е. Смагина
А. Сапиенца-младший и его опера «Тамерлан»: к вопросу об истоках «ориентализма» в русском оперном театре XIX века
Настоящая статья посвящена забытому сегодня композитору первой половины XIX века – «русскому итальянцу» Антонио Сапиенца-младшему. Кратко осветив его творческое наследие, автор фокусирует своё внимание на неизвестной музыкознанию опере «Тамерлан», представляемой впервые. Художественная концепция произведения, созданного в 1828 году, рассматривается в контексте увлечения русского музыкального театра первой трети XIX века Востоком. Среди произведений «восточной» тематики (приведены в конце статьи) указаны балеты К. Кавоса («Кавказский пленник»), Ф. Антонолини («Калиф Багдадский»), Ф. Шольца – Л. Маурера («Восточный чародей»), опера К. Кавоса «Вавилонские развалины» и другие опусы. Опера «Тамерлан» анализируется в аспекте преломления в ней «ориентальных» черт. В этой связи автор выделяет некоторые особенности музыкальной драматургии и сценографии оперы. Акцентированы образы главных героев: грозного «восточного хана»-завоевателя Тамерлана, красавицы Сеиды и её возлюбленного Моктара. Также отмечены сцена моления в мечети, образ Муфтия. Впервые публикуется ряд музыкальных примеров, дающих представление о владении композитором «ориентальной» стилистикой. Автором указаны такие её признаки, как: орнаментальная мелодика с использованием мелизмов; прихотливый свободно-«импровизационный» ритм, «восточный» лад с ув. 2.
Ключевые слова
Антонио Сапиенца-младший, «Тамерлан», «ориентальная» опера, Сеида, Моктар.