Пигулевский В., Мирская Л.
Пение сирен: авангард на грани символического
Современные поиски авангарда – это стремление за границу символической реальности. В ситуации постмодерна культура трактуется как текст, то есть наслоения образов, знаков, банальностей, клише, сигналов, кодов, которые фальсифицируют реальность. Человек втянут в отношения купли-продажи, в обмен знаками и символическое потребление. Поэтому авангард ищет путь к подлинной реальности и аутентичному человеку. Эксперименты с объектами начались в искусстве дада. Однако движение к самим вещам осталось манипуляцией знаками. Граница символического – это касание тела человека и плоти мира. Тело человека сплошь покрыто знаками. Его допредикативное бытие обнаруживается в телесных практиках благодаря голосу, возможности «видеть как», а не «видеть что». Голос – это живое настоящее, телесное обнаружение трансцендентальной жизни, а феномен – речь, пение, письмо; голос – сущностная связь между logos и phone. Перформансы, инсталляции и эксперименты с человеческой телесностью направлены на разрыв символического. Тренды феминизма и постгуманизма демонстрируют интерес к естественным звукам, шуму, крику, болезни, страданиям, смерти, табуированной пище, грязи, мусору, нечистотам, миазмам, крови, экстазам и перверсиям. На грани сопряжения субъективности тела и материального мира авангард обнаруживает новые смыслы.
Ключевые слова
авангард, голос, феномен, звук, символ, знак, смысл, ирония, тело.
Для цитирования
Пигулевский В. О., Мирская Л. А. Пение сирен: авангард на грани символического // Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. № 4. С. 5–11.