Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Ван Пэй

Образный мир литературных сочинений Р. Шумана

В историю европейской музыкальной культуры XIX век вошел как «золотой век» музыкального романтизма. Ярким представителем данного направления в музыке был Р. Шуман. За свою сравнительно недолгую жизнь он сумел, с одной стороны, обобщить искания немецких философов-романтиков в области искусства, с другой – раскрыть особенности творчества ряда европейских композиторов. Именно Р. Шуман первым оценил меру таланта в творчестве Ф. Шопена. Музыкально-критическая деятельность Р. Шумана была весьма плодотворной, поэтому он оставил большое эпистолярное наследие.
Актуальность и научная новизна данной статьи определяется тем, что творчество Р. Шумана, рассматриваемое с ракурса музыкально-литературной деятельности композитора, ранее не было предметом отдельного исследования. Методологической основой для написания данной статьи послужили труды Б. Асафьева, М. Друскина, С. Маркуса и другие, в которых наряду с творчеством Р. Шумана освещаются и общеэстетические воззрения композитора.
Несомненно, отношение композитора к немецкой романтической литературе изменялось во времени. Представляется возможным выделить жан-полевский, гофмановский и гейневский периоды в эволюции взглядов Р. Шумана, а в позднем периоде творчества воззрения композитора были близки к И. Гете.
Как критик Р. Шуман защищал творческие искания молодых немецких композиторов и Ф. Шопена в противовес «новой немецко-французской школе». Сущность романтической эстетики Р. Шумана проявляется уже в самом подходе к таким важнейшим проблемам, как фантазия и реальность, традиции и современность, искусство и жизнь и т. п.

Ключевые слова

критическая деятельность Шумана, романтизм, эстетика Шумана.

Для цитирования

Ван Пэй Образный мир литературных сочинений Р. Шумана // Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. № 4. С. 12–17.

DOI: https://doi.org/10.24411/2076-4766-2019-14002