Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Крылова А.

Радиоопера сегодня: отрицая смерть жанра

В статье исследуется проблема воздействия аудиотехнологий на музыкальное искусство. Именно с радио был связан ряд открытий в сфере работы со звуком, повлиявших на развитие экспериментализма. Целый ряд выдающихся композиторов ХХ века внесли в этот процесс свой неоценимый вклад, став создателями большого числа образцов опер, написанных специально для радио. Интерес к этому жанру проявили П. Хиндемит, Б. Бриттен, П. Шеффер, С. Арье, Л. Берио, Г. Клебе, Л. Ноно, В. Джаннини, Б. Мартину, Н. Рота, Б. А. Циммерман, Б. Мадерна и др. В их сочинениях был выработан особый формат, позволяющий говорить о новой разновидности жанра – радиоопере. К ее особым чертам автор статьи относит камерность, простоту фабулы, опору на событийную хроникальность и принцип репортажности, преобладание диалоговой структуры текстов с опорой на разговорный стиль речи, наличие дикторских комментариев поясняющего типа, отсутствие развернутых характеристик героев, расширение музыкального материала шумами, звуками среды, многообразие форм работы с голосом – от пения и мелодизированной декламации, говора, шепота и крика до его преобразований посредством электронно-компьютерных устройств. Процесс этот достиг своей кульминации к шестидесятым годам. Однако стремительное развитие альтернативных аудио-визуальных технологий привело к рождению мифа о постепенном умирании радиооперы, уступающей место экранным версиям оперного жанра. На основе анализа современной композиторской практики в статье доказывается его неосновательность. С точки зрения автора, проникновение цифровых технологий в радийную сферу повлияло на нее не в меньшей степени, вывело на новый уровень качество звука и возможности звукосинтеза, столь значимые для радиотеатра. Это свидетельство того, что радиотехнологии не устаревают, а совершенствуются в соответствии с техническим потенциалом современности, открывая перед жанром радиооперы новые возможности, что доказывается на основе анализа радиоопер Э. Кон и Р. Сакстона.

Ключевые слова

опера, аудиотехнологии, радиоопера, музыкальный театр, Эми Кон, Роберт Сакстон.

Для цитирования

Крылова А. В. Радиоопера сегодня: отрицая смерть жанра // Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. № 4. С. 42–47.

DOI: https://doi.org/10.24411/2076-4766-2019-14006