Андрущенко Е.
«Школа рока» Э. Ллойда-Уэббера: к проблеме взаимодействий «рок-оперности» и «мюзикальности» в современном легкожанровом музыкальном театре
Публикуемая статья посвящена синтезирующим процессам в легкожанровом музыкальном театре 2000–2010-х годов, характеризуемым на примере жанра мюзикла. По мнению исследователя, к числу репрезентативных явлений, отражающих динамику развития данного жанра в современную эпоху, принадлежит творчество Эндрю Ллойда-Уэббера. Его новейший музыкально-театральный проект «Школа рока» (2015), сохраняя преемственные связи с широко известными уэбберовскими произведениями последней трети ХХ века, запечатлевает своего рода «концептуальный сдвиг» в многообразных «диалогах» мюзикла и рок-оперы. Этому благоприятствует ярко выраженная постмодернистская ориентация «Школы рока», не только обусловливающая «внешнюю» сюжетно-драматургическую специфику, но и предопределяющая бесспорное главенство рок-стилистики в «мюзикальном» художественном пространстве этого проекта. Весьма показательны, в частности, целенаправленно утверждаемая на протяжении спектакля позитивная оценка рок-музицирования как творческой деятельности «комплементарная» сопряженность важнейших идиом поп- и рок-музыки, демонстрируемая в кульминационных сценах рассматриваемого мюзикла, аналогичная по сути «интеграция» стилей в «автоцитатах» из уэбберовских произведений 1970–1980-х годов и т. д.
Приводимые исследователем аналитические наблюдения позволяют констатировать, что феномен «рок-мюзикла» в современной интерпретации Э. Ллойда-Уэббера бесспорно соотносится с магистральными тенденциями, присущими легкожанровому музыкальному театру эпохи постмодерна. Первая из этих тенденций, условно именуемая «рок-оперностью», прежде всего подразумевает стремление к «тотальной полистилистичности» – охвату максимально широкого «диапазона» жанрово-стилевых элементов, адаптируемых соответственно уровню восприятия широкой аудитории. «Рок-оперность» характеризуется также специфической образно-эмоциональной атмосферой, порождающей определённый темпоритмический модус («драйв») музыкального спектакля. Другая тенденция, называемая в статье «мюзикальностью», сопряжена с установкой на формирование «актуального» сценического облика воссоздаваемых музыкально-театральных проектов, предельную технологическую оснащенность аудио- и видеорядов конкретной режиссёрской «версии», и др. По мнению исследователя, наблюдаемые сегодня «интегративные» взаимодействия «рок-оперности» и «мюзикальности» в перспективе могут способствовать появлению масштабных «рок-оперно-мюзикальных» сочинений, зримо олицетворяющих собой «универсальный художественный синтез» эпохи постмодерна.
Ключевые слова
легкожанровый музыкальный театр, Эндрю Ллойд-Уэббер, «Школа рока», мюзикл, жанрово-стилевые взаимодействия, «рок-оперность», «мюзикальность».
Для цитирования
Андрущенко Е. Ю. «Школа рока» Э. Ллойда-Уэббера: к проблеме взаимодействий «рок-оперности» и «мюзикальности» в современном легкожанровом музыкальном театре // Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. № 4. С. 48–53.