Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Чистяков Р.

Опера Азона Фаттаха «Джамиля»: по сохранившимся фрагментам партитуры

Азон Нуртинович Фаттах (1922–2013) – выдающийся композитор, пианист, Заслуженный деятель искусств Татарской АССР, автор многочисленных песен. К сожалению, в среде современной слушательской аудитории его имя и музыка малоизвестны. Настоящая статья посвящена партитуре оперы Азона Фаттаха «Джамиля», сохранившейся фрагментарно: до настоящих дней дошли лишь некоторые отрывки из оперы – в нескольких вариантах, частично эскизных, частично законченных (полной завершенной и изданной партитуры сочинения нет). В данной опере масштабно предстают и обобщаются черты композиторского стиля А. Фаттаха. Целью настоящей статьи является разноплановое исследование сохранившегося музыкального материала, что демонстрирует ее актуальность в контексте изучения наследия композитора. Последовательно рассматриваются различные составляющие оперы, прежде всего, выбор сюжета (в свете центральной этической идеи произведения). Здесь органично сплетаются темы любви и всепобеждающей силы искусства, а также восточная тема. Автор избирает номерную структуру оперы и завершает несколько первых, полностью оркестрованных номеров, из которых одни предстают в виде клавира, а другие зафиксированы только в виде отдельных музыкальных тем. В центре внимания работы – аналитическое изучение и сравнение Пролога и Вступления. Партитуры номеров продемонстрировали мастерское владение оркестровым письмом и полифонией, чуткий тембровый слух автора, разнообразие и нетривиальность его мелодического стиля.

Ключевые слова

Азон Фаттах, песенное творчество, песня советского периода, опера, композиторский стиль, «Джамиля», Чингиз Айтматов, эскиз, партитура.

Для цитирования

Чистяков Р. В. Опера Азона Фаттаха «Джамиля»: по сохранившимся фрагментам партитуры // Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. № 4. С. 54–64.

DOI: https://doi.org/10.24411/2076-4766-2019-14008