Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Дабаева И.

Жанр причастного стиха в творчестве русских композиторов XIX – начала XX века

Статья посвящена характеристике сочинений русских композиторов, имеющих жанровое определение «причастный стих». Автор приводит тексты причастных стихов, взятых из Псалтири, выявляет место данного жанра в православном богослужении. Краткость текста дает возможность композиторам многократно повторять слова в своих сочинениях. Чаще всего причастные стихи состоят из двух разделов: в первом из них распевается основной текст, а во втором – слово «Аллилуйя».
В статье описывается история сокращения и вытеснения из Литургии причастного стиха духовным концертом – жанром, активно внедрявшимся в структуру православного богослужения. Светский характер стилистики духовного концерта явился причиной запрета на его исполнение во время богослужения, что дало толчок для развития жанра причастного стиха в композиторском творчестве.
К написанию причастных стихов обращались многие композиторы. Некоторые из них создавали целые циклы, в которых выдерживалась единая стилистика. Наиболее объемный – цикл причастных стихов Н. Бахметева, включающий 29 песнопений.
Некоторым причастным стихам свойственна повышенная степень экспрессии, обращение к музыкальному языку, более характерному для светских сочинений. В их ряду находятся некоторые причастны ор. 25 П. Чеснокова. Однако не все песнопения предназначались для церковного употребления. В начале XX века, в период активизации выступлений церковных коллективов в духовных концертах многие композиторы создавали сочинения для исполнения на концертных площадках.
Не всегда духовные песнопения с одинаковыми названиями принадлежат одному и тому же жанру. В статье отмечается, что сочинение Ц. Кюи «Радуйтеся праведнии о Господе» – это не субботний причастный стих, а духовный концерт, в основе которого лежат 5 стихов из 32-го псалма. Музыкальному языку данного песнопения свойственны особенности, характеризующие концертные произведения.

Ключевые слова

причастный стих, духовный концерт, Литургия, духовные композиторы, русская духовная музыка, жанр.

Для цитирования

Дабаева И. П. Жанр причастного стиха в творчестве русских композиторов XIX – начала XX века // Южно-Ро ссийский музыкальный альманах. 2019. № 4. С 71–76.

DOI: https://doi.org/10.24411/2076-4766-2019-14010