Тараева Г.
Компьютерная музыка и теоретические проблемы музыкального языка
В статье освещаются теоретические проблемы музыкального языка в связи с появлением компьютерных программ создания музыки. Робот-композитор сегодня «сочиняет» все – от популярной музыки до сложных академических жанров (концерты, симфонии). Разработчики креативных программ освоили имитации классических композиций вычленением языковых структур музыкальных стилей. Многочисленные эксперты критически оценивают эти опыты, упрекают машинную музыку в «механистичности», «бездуховности». Но тайна шедевра находится за пределами «тела» музыки – в сфере представлений человека, психологии понимания смысла музыки. Это и проблема традиционного музыкознания, и здесь интересы математиков и музыкальных ученых пересекаются.
В статье представлен обзор научных концепций компьютерных инженеров, с 50-х годов XX века занимающихся созданием «словаря» музыкальных стилей: концепции Л. Хилера, Я. Ксенакиса, отрицавших музыкальный язык, математика и инженера Р. Зарипова, объясняющего феномен композиторского слуха как подсознательный семантический выбор. Описаны современные опыты раскрытия механизма имитации музыкального стиля: Д. Коупа, создавшего Симфонию № 42 В. А. Моцарта, множество дисков стилизаций и отказавшегося от задачи; Э. Ньютона-Рекса, конструирующего компьютер, способный учиться анализу шедевра. Представлен обзор идей ученых, отрицающих наличие идеальной гармонии в музыкальном тексте – композитора А. Коблякова, формулирующего наличие встроенного в человека «архетипа гармонии», и С. Дриккера, утверждающего наличие живой информации, которая существует исключительно вместе с человеком (знания, представления, суждения и весь многообразный мир чувств, который передается художественным языком в акте трансляции).
Только научное описание феномена распознавания и понимания смысла, наблюдение за эстетическими оценками смысловой интерпретации музыки способно сдвинуть проблему с места. Музыка необходима человеку в коммуникативном акте, и только человеческая ценность информации, которую она «сообщает», может быть критерием ее актуальности и ее совершенства.
Ключевые слова
креативные компьютерные программы, музыкальный язык, музыкальная семантика, музыкальная коммуникация, музыкально-семантический слух, акустическое «тело» музыки.
Для цитирования
Тараева Г. Р. Компьютерная музыка и теоретические проблемы музыкального языка // Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. № 4. С. 92–98.