Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Зарицкий В.

Понятие исполнительской культуры и ее развитие в процессе индивидуальных и оркестровых занятий

Интенсивное развитие музыкального искусства страны существенно увеличило потребность в квалифицированных, всесторонне развитых музыкантах-исполнителях. Сегодня в России повсеместно ощущается необходимость активного включения и распространения звучания духовно богатой музыки как нравственно-эстетической и мировоззренческой основы общества. В статье тезисно освещены воззрения музыкантов-исполнителей, педагогов, исследователей, таких как Э. Б. Абдуллин и Е. В. Николаева, Г. М. Коган, Л. Т. Файзрахманова, И. Э. Рахимбаева, С. В. Кириллов и др., на суть понятия «исполнительская культура» и его компоненты.
На основе анализа работ вышеуказанных исследователей определены следующие образно-художественные компоненты исполнительской деятельности музыканта: эмоциональная культура исполнения, культура звука (тон, создающий настроение и передающий теплоту, глубину, яркость и содержательность исполнения), высокий уровень музыкального мышления, умение предвосхищать музыкальные образы и воспроизводить их в своем воображении, аналитические способности, помогающие выявить стилистические особенности музыки того или иного композитора, достаточно высокий уровень технического мастерства.
Опираясь на приведенные постулаты, автор статьи устанавливает первостепенные задачи, которые должен решать музыкальный руководитель, чью функцию выполняет педагог специального класса: прививать учащимся общую и исполнительскую культуру, развивать музыкальный слух, формировать исполнительские качества, т. е. способность проникнуться музыкой и общением со слушателем, воплотить музыкальное произведение таким образом, чтобы оно оказало эстетическое и духовное воздействие на слушателя. В статье также определены роль и место коллективного (оркестрового) музицирования, а также педагогической работы в специальном классе, ее воздействие на процесс формирования исполнительской культуры.

Ключевые слова

исполнительская культура, стиль, художественный вкус, восприятие, интерпретация произведения.

Для цитирования

Зарицкий В. Д. Понятие исполнительской культуры и ее развитие в процессе индивидуальных и оркестровых занятий // Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. № 4. С. 118–124.

DOI: https://doi.org/10.24411/2076-4766-2019-14017