Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Марков А.

Русский музыкальный аристотелизм: «Сад радости и печали» С. А. Губайдулиной в свете семиотики М. И. Лекомцевой

Хотя «Сад радости и печали» относится к самым известным произведениям С. А. Губайдулиной, функция речитативной коды и ее общий смысл не вполне ясны. В данной статье доказывается, что данное произведение Губайдулиной относится к своеобразному русскому аристотелизму, интерпретации «золотой середины», который сам нуждается в реконструкции как интеллектуальное течение. Подробно анализируются особенности такого аристотелизма на примере исследований М. И. Лекомцевой – одного из видных представителей Тартуско-московской семиотической школы, до сих пор остающегося в тени ее основателей. При всем своем рационализме, Тартуско-московская школа исходила из соединения учения Платона о форме как выражении с учением Канта о границах разума, при этом Аристотель оставался в стороне. Лекомцева не просто обратилась к философскому и риторическому наследию Аристотеля для отдельных интерпретаций поэтики, но разработала оригинальную трактовку учения Аристотеля о топосе, «пересобрав» аристотелианство. Эта «пересборка» резко порвала с привычным образом Аристотеля как энциклопедиста, создателя различных наук и вписала его в контекст модернистской поэзии и модернистской музыки, где поэтика, риторика, логика и топика могут исходить из одних интуиций или обобщенных символов, таких как «граница», «пересечение границы», «область», «сад» и другие. Изучение работ Лекомцевой, дающей оригинальное истолкование языковых явлений на основании аристотелизма, позволяет уточнить смысл частей произведения Губайдулиной. В статье также доказывается, что главным сюжетом произведения является недостаточность эвристического понимания бинарных оппозиций и поэтических образов модернизма, необходимость преодолеть высокий модернизм ради более прямого высказывания, что может быть осуществлено благодаря новому прочтению «золотой середины» Аристотеля не как посредничества между оппозициями, но как провокации, направленной на утверждение нового статуса и понимания творчества.

Ключевые слова

Аристотель, C. Губайдулина, М. Лекомцева, топика, рецитация, кода, символ, семиотика, Тартуско-московская семиотическая школа.

Для цитирования

Марков А. В. Русский музыкальный аристотелизм: «Сад радости и печали» С. А. Губайдулиной в свете семиотики М. И. Лекомцевой // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 1. С. 12–19.

DOI

https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-11002