Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Агибаева М.

Миф об Амуре и Психее во французских кантатах первой половины XVIII века

Статья посвящена интерпретации мифологической темы об Амуре и Психее в пяти светских кантатах французских композиторов первой половины XVIII века: Николя Бернье (1664–1734), Тома-Луи Буржуа (1676–1750), Жан-Батиста Морена (1677–1745) и Жан-Батиста Стюка (1680–1755). Кантаты анализируются с точки зрения трактовки сюжета и ее влияния на композицию. Наиболее традиционное строение основано на малой сцене «речитатив – ария», его изменение происходит путем сокращения или расширения, а именно введения аккомпанированного речитатива, инструментального вступления – прелюдии. Нормативное строение характерно для кантат «Le Triomphe de Psiché» («Триумф Психеи») Н. Бернье и «Psiché» («Психея») Т.-Л. Буржуа. Ненормативное строение проанализировано на материале кантат «Psiché et ses soeurs» («Психея и ее сестры») Ж.-Б. Морена, «Psiché» («Психея») Ж.-Б. Стюка, «L’Amour et Psiché» («Амур и Психея») Т.-Л. Буржуа.

Обращаясь к одному мифу, композиторы по-разному раскрывают его смысл и содержание в зависимости от типа сюжета, характерного для той или иной кантаты. Наиболее органичен для несценического жанра обобщенно-мифологический сюжет с отсутствием развития, но репрезентацией ситуации, исходя из которой слушатель получает отсылку к мифу (кантаты Н. Бернье и сольная кантата Т.-Л. Буржуа). Кантата Н. Бернье «Триумф Психеи» посвящена преимущественно восхвалению Амура, а триумф Психеи сосредоточен в заключительной малой сцене. В диалогической кантате Т.-Л. Буржуа «Амур и Психея» сконцентрирована тема любви. Более развернутое содержание мифа раскрыто в диалогической кантате Т.-Л.Буржуа, сольной кантате Ж.-Б. Стюка, а наиболее драматургически сложна кантата для трех голосов «Психея и ее сестры» Ж.-Б. Морена. В содержательном отношении во всех кантатах прослеживаются аналогии из книг IV–VI «Сказки об Амуре и Психее» Апулея.

Ключевые слова

Амур и Психея, французская кантата, Николя Бернье, Тома-Луи Буржуа, Жан-Батист Морен, Жан-Батист Стюк.

Для цитирования

Агибаева М. Т. Миф об Амуре и Психее во французских кантатах первой половины XVIII века // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 1. С.42–53.

DOI

https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-11006