Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Коваленко В.

«Волшебный рог мальчика» Г. Малера: некоторые принципы театральности

Общеизвестно, что музыка нередко выступает частью многогранного синтеза искусств. С другой стороны, разного рода синтез преобладает на разных исторических этапах развития самой музыки. Тем не менее, если сфера музыки и, к примеру, слова изучена достаточно хорошо, то взаимодействие музыки и театра (точнее, принципов театра) оставляет за собой много вопросов, на которые предстоит найти ответы. Необходимость исследования «театральности» в зарубежной вокальной музыке не только обусловлена отсутствием фундаментальных работ по данной проблеме, но усиливается потребностями современности, которые заставляют не просто по-новому взглянуть на музыкальное искусство прошлых веков, а именно XIX века, но и попытаться найти общие грани с данным видом искусства. Одним из принципов, соединяющих современность и эпоху романтизма, может стать театрализация в камерно-вокальной музыке Густава Малера. На примере цикла «Волшебный рог мальчика» в статье анализируются некоторые принципы театральности, такие как персонификация, диалогичность, сближение песни со сценой со своими персонажами, пародия и гротеск. Дана подробная характеристика предпосылок, которые указывают на возможность наличия театральности в песнях композитора. Наряду с этим, в статье рассматриваются принципы цикличности данного сочинения, характеризуются образная сфера, формообразование и комплекс выразительных средств отдельных песен в их связи с театральными элементами. В заключении даны общие выводы и классификация театральных элементов в выбранном вокальном цикле, а также рассматривается один из основных принципов построения Г. Малером произведения – принцип симфонизации вокального цикла, который приводит к монументальным, поздним сочинениям Малера, таким как «Песнь о Земле» и «Песни об умерших детях».

Ключевые слова

театральность, симфонизация, гротеск, диалогичность, персонификация, экспрессионизм, драматургия, австрийская lied.

Для цитирования

Коваленко В. К. «Волшебный рог мальчика» Г. Малера: некоторые принципы театральности // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 1. С. 54–62.

DOI

https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-11007