Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Абдоков Ю.

Поэтика цвета и колорита в оркестре Бориса Чайковского

В статье анализируются характерные свойства колористического мышления одного из крупнейших оркестровых композиторов ХХ столетия Бориса Александровича Чайковского (1926–1996). Формулируются семантические связи и различия между принципами воплощения идеи цвета и колорита в изобразительном искусстве и музыке. Подчеркивается надпредметная сущность цветовых явлений в оркестровой практике. В качестве поэтических концептов важных для атрибуции цвета (колорита) в оркестре рассматриваются различные элементы музыкальной лексики: тембровая акцентуация, физиогномическая обособленность и взаимный резонанс отдельных оркестровых инструментов и оркестровых групп, текстурно-пластический образ различных тембров и их сочетаний, динамическая экспрессия и др. Выявляются наиболее существенные свойства воплощения идеи цвета в оркестре: пластическая и пространственная осязательность колористической палитры, характерность музыкального развертывания и тембрового дления, звукокрасочная рефлексия (отражения и тональные сопряжения) оркестровых тембров, колористические свойства моно- и политембровых оркестровых составов, этимология тембрового контраста в оркестре. На примере избранных симфонических партитур Бориса Чайковского исследуются неординарные способы сопряжения оркестровых красок, без изучения которых невозможна их качественная стилевая атрибуция и дирижерская интерпретация. Впервые формулируются принципы цветового (колористического) мышления Б. Чайковского, подтвержденные его композиторской и педагогической деятельностью и являющиеся слагаемыми его самобытной тембровой поэтики: тембровые расстояния между отдельными оркестровыми голосами и инструментальными группами, световая (люминесцентная) логика оркестровой палитры, типология темброво-колористического микширования, специфика темброво-оркестровой «оптики» в связи с перспективным строем оркестрового континуума, проблемы акустического баланса в контексте тембрового мышления, проблемы «массы звука» и специфически оркестровой «гравитации», тембровое модулирование, различные типы темброво-живописной лессировки, логико-тектоническое значение колористической палитры в оркестровом формообразовании.

Ключевые слова

поэтика, цвет, колорит, оркестр, микширование, тембровая текстура, Борис Чайковский.

Для цитирования

Абдоков Ю. Б. Поэтика цвета и колорита в оркестре Бориса Чайковского // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 1. С. 71–78.

DOI

https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-11009