Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Андриевская Г.

Музыкально-исполнительское искусство конца XIX – первой половины ХХ столетий в критико-публицистическом наследии А. Оссовского

Автор статьи обращается к критико-публицистическому наследию Александра Оссовского (1871–1957) – видного петербургского музыковеда-исследователя, организатора науки, педагога. Активная деятельность А. Оссовского в качестве музыкального критика (середина 1890-х – 1910-е годы) связана с эпохой Серебряного века русской культуры. Впечатляющая интенсивность тогдашней музыкальной жизни Петербурга, многообразие индивидуальных художественных исканий и перспективных тенденций предопределили особый интерес А. Оссовского-критика к современному композиторскому и исполнительскому творчеству. Освещение последнего в критических статьях А. Оссовского характеризуется в двух аспектах. Первый аспект подразумевает толкование социокультурного предназначения музыкального критика в качестве «летописца» значимых событий концертно-филармонического и музыкально-театрального процесса. Второй аспект соотносится с индивидуально трактуемыми фундаментальными категориями художественной интерпретации. Для А. Оссовского упомянутыми «первоосновами» музыкального исполнительства служат «концептуальность» (содержательность, обусловленная воплощением некой возвышенной идеи) и «интеллигентность» (оптимальное равновесие двух взаимодействующих аспектов – предзаданного авторского замысла и творящей воли артиста-интерпретатора). В статье констатируется определенное личное пристрастие А. Оссовского к исполнительским проблемам оперно-театрального искусства. Подобное отношение, вероятно, могло быть инспирировано синтетической природой оперного жанра, заведомо предоставляющего музыканту-исполнителю максимум выразительных средств и приемов. Помимо этого, А. Оссовский полагал несомненной прерогативой современного вокально-театрального искусства художественную репрезентацию глубинных истоков национального мироощущения. По мнению автора статьи, отмеченные «константы» музыкально-критического наследия А. Оссовского во многом предопределили тематику его позднейших научных исследований. Прослеживается и несомненная «эвристическая перспектива» упомянутых «констант» в последующей эволюции отечественной музыкальной критики.

Ключевые слова

А. Оссовский, музыкальная критика Серебряного века, музыкально-исполнительское искусство, исполнительская интерпретация.

Для цитирования

Андриевская Г. П. Музыкально-исполнительское искусство конца XIX – первой половины ХХ столетий в критико-публицистическом наследии А. Оссовского // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 1. С. 91–95.

DOI

https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-11012