Янь Цзянань
Национальные особенности музыки китайского композитора Сюй Чанцзюня
В данной статье рассматриваются отражение традиций национальной музыки в произведениях современного китайского композитора Сюй Чанцзюня. Избранный круг сочинений включает в себя «Танец меча» для люциня соло, Концерт для янциня с оркестром «Феникс», «Fusion» для оркестра народных инструментов, Концерт-каприччио для хуцинь с оркестром китайских народных инструментов «Гимн первочеловеку Паньгу», «Тишина» для камерного оркестра. Произведения анализируются с точки зрения влияния технико-акустических особенностей китайских музыкальных инструментов на ладоинтонационную, гармоническую и фактурную стороны произведений композитора. С этой целью в статье дается описание устройства каждого национального инструмента, а также делается краткий исторический экскурс в процесс его создания и модификаций. Кроме того, выявляется диапазон каждого инструмента, различные методы его настройки и самые распространенные типы строев. Не последнее место в аналитическом очерке занимают и характерные исполнительские приемы, которые во многом и диктуют выбор композитором того или иного лада для произведения. Отдельное внимание уделяется анализу традиционных ладов в соответствии с древней китайской ладовой системой юнь-гун-дяо, а также ритмических фигур, заимствованных автором из традиционного музыкального театра Пекинской оперы. Заимствование такого рода материала является связующим звеном между произведениями современной музыки и сокровищницей китайской традиционной классики, хорошо знакомой китайскими слушателям. Все это, с одной стороны, становится данью композитора традиции, а с другой – полностью соответствует направлению современной китайской музыки под названием «Новая волна».
Ключевые слова
современная китайская музыка; Сюй Чанцзюнь; традиция; китайские народные инструменты; диапазон; лад; ритмическая фигура; Пекинская опера.
Для цитирования
Янь Цзянань. Национальные особенности музыки китайского композитора Сюй Чанцзюня // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 2. С. 55–63.