Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Булычева А.

От псалма до народной песни: о словесных текстах партесных концертов

Тексты, положенные в основу партесных концертов конца XVII–XVIII веков, отличаются многообразием. Поскольку концерт является жанром паралитургическим, то есть в значительной степени свободным, он открывал перед композиторами русского барокко значительные возможности. Полученные на сегодня статистические данные показывают, что чаще всего композиторы выбирали богослужебные тексты, в частности, стихиры. Материалы партесных рукописей свидетельствуют о том, что ряд сочинений на протяжении этого периода переосмысливались в жанровом отношении, их функция в богослужении менялась. Стихиры, славники, ирмосы, которые в конце XVII века являлись составными частями богослужебных циклов, позднее стали записываться и исполняться в качестве отдельных сочинений – концертов.

На втором месте находятся тексты псалмов, которые могут представать как неизменными, так и с сокращенными. Нередки компиляции строк разных псалмов, а в последние десятилетия эпохи барокко появляются даже концерты на свободные стихотворные переложения М. В. Ломоносова и анонимных поэтов.

До настоящего времени был известен лишь один партесный концерт на пародийный текст («Сначала днесь поутру рано»). Удалось обнаружить одну партию еще одного пародийного концерта – на слова народной песни «Стукнуло, грянуло в лесу», посвященного певчему с Дона Максиму по прозвищу «Комар». Это анонимное сочинение показывает, насколько тесно партесные концерты могли быть связаны с фольклором.

Ключевые слова

русское барокко, партесный концерт, музыкальный жанр, псалмы, пародия.

Для цитирования

Булычева А. В. От псалма до народной песни: о словесных текстах партесных концертов // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 2. С. 71–77.

DOI

https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-12009