Булычева А.
От псалма до народной песни: о словесных текстах партесных концертов
Тексты, положенные в основу партесных концертов конца XVII–XVIII веков, отличаются многообразием. Поскольку концерт является жанром паралитургическим, то есть в значительной степени свободным, он открывал перед композиторами русского барокко значительные возможности. Полученные на сегодня статистические данные показывают, что чаще всего композиторы выбирали богослужебные тексты, в частности, стихиры. Материалы партесных рукописей свидетельствуют о том, что ряд сочинений на протяжении этого периода переосмысливались в жанровом отношении, их функция в богослужении менялась. Стихиры, славники, ирмосы, которые в конце XVII века являлись составными частями богослужебных циклов, позднее стали записываться и исполняться в качестве отдельных сочинений – концертов.
На втором месте находятся тексты псалмов, которые могут представать как неизменными, так и с сокращенными. Нередки компиляции строк разных псалмов, а в последние десятилетия эпохи барокко появляются даже концерты на свободные стихотворные переложения М. В. Ломоносова и анонимных поэтов.
До настоящего времени был известен лишь один партесный концерт на пародийный текст («Сначала днесь поутру рано»). Удалось обнаружить одну партию еще одного пародийного концерта – на слова народной песни «Стукнуло, грянуло в лесу», посвященного певчему с Дона Максиму по прозвищу «Комар». Это анонимное сочинение показывает, насколько тесно партесные концерты могли быть связаны с фольклором.
Ключевые слова
русское барокко, партесный концерт, музыкальный жанр, псалмы, пародия.
Для цитирования
Булычева А. В. От псалма до народной песни: о словесных текстах партесных концертов // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 2. С. 71–77.