Ефимова Н.
Проблема изучения систем смыслообразования в сакральных монодийных практиках (опция общей теории монодии)
Статья привлекает внимание к изучению систем смыслообразования в сакральной монодии. Проблема их изучения вписана в сетку решения задач общей теории монодии, автором которой является С. П. Галицкая. Для музыкознания, стремящегося рационально постичь законы монодийного мышления, проблема изучения сакральной монодии состоит в том, чтобы в парадигмах эволюционирующей реальности религиозного опыта научиться распознавать сущностные постулаты и генетические коды звучащего пространства. Полученное обобщенное знание о сакральной монодийной практике станет частью общей теории монодии. Существенным ориентиром в этом поиске служит понимание, что сакральная монодия начала свой исторический путь задолго до ее осмысления в опциях музыкальной системы. Это значит, что смыслообразование – как процесс научного освоения основ сакральных практик, их способов мировосприятия, интонационно-содержательного плюрализма обретает конкретность содержания. Она сконцентрирована на постижении внутренних регулирующих функций сакральных систем. Совокупными измерителями их «ценностно-смыслового контекста» в статье названы пневмалогичность и формульность, которые лежат в основе онтологических конструкций, представляющих практическое знание. Они же выполняют регулирующие функции и функции охранные, обосабливающие сакральную монодию от музыки как вида искусства. Если музыкознание будет обладать чувством перспективы и историчностью мышления, оно способно будет выявить смыслообразующие конструкты, обеспечивающие логическую, функциональную и элементную связь целостного организма, каким является сакральная монодия.
Ключевые слова
сакральная монодия, общая теория монодии, системы смыслообразования, ценностно-смысловой контекст, регулирующие функции, пневмалогическая функция, формульность.
Для цитирования
Ефимова Н. И. Проблема изучения систем смыслообразования в сакральных монодийных практиках (опция общей теории монодии) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 2. С. 88–94.