Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Смирнова Т.

О мадригале Эдварда Джонсона «Сome blessed Byrd» (из собрания «The Triumphes of Oriana», 1601)

Статья посвящена мадригалу Эдварда Джонсона «Come blessed Byrd». Эта композиция, созданная высоко ценимым при жизни английским музыкантом последней трети XVI века, вошла, вместе с другими 24 композициями широкого круга авторов, в знаменитую антологию английских мадригалов «The Triumphes of Oriana», подготовленную и напечатанную в Лондоне в 1601 году по инициативе Томаса Морли.

Анализ содержательно-смысловых аспектов мадригала Джонсона выполнен с учетом результатов исследований зарубежных музыковедов и их версий истолкования поэтической основы мадригала, содержащей в завуалированной аллегорико-иносказательной форме «описания» историко-культурных и политических событий Англии последних лет правления Елизаветы I Тюдор.

Упоминание в мадригале Джонсона огромного количества имен, то загадочных, подобно Bonny bootes, то непосредственно отсылающих к столь любимым в литературно-театральном и музыкальном искусстве позднеренессансной Англии героям рыцарских романов и античной мифологии, подталкивает исследователей к поиску и установлению их связей с реально историческими личностями. Однако этот путь идентификации, подчеркнем, допускающий амбивалентное истолкование одного и того же образа, все же не стоит абсолютизировать и рассматривать в качестве единственно возможного в постижении художественного смысла тексто-музыкальной композиции.

Внимание к поэтической организации мадригала Джонсона, обнаруживающей определенные сходства с итальянской разновидностью жанра, а также особенностям его музыкального воплощения в манере «word-painting» («звукоизобразительность») позволяет не только немного расширить и конкретизировать представления об английском мадригале ренессансной эпохи, но и дать импульс к его дальнейшему изучению в российском музыковедении.

Ключевые слова

Ренессанс, Елизавета I Тюдор, Эдвард Джонсон, Томас Морли, «Триумфы Орианы», английский мадригал, пастораль, звукоизобразительность.

Для цитирования

Смирнова Т. В. О мадригале Эдварда Джонсона «Come blessed Byrd» (из собрания «The Triumphes of Oriana», 1601) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 2. С. 95–103.

DOI

https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-12012