Лубяная Е.
Джазовое фортепиано в контексте инноваций бибопа
Статья посвящена феномену джазового фортепианного исполнительства 1940-х гг. Цель исследования – рассмотрение некоторых особенностей процесса становления стиля «бибоп» в контексте фортепианного искусства. В задачи входило проследить преемственность сферы джазового пианизма, тотальность преобразований бибопа и внедрение их в сферу джазового фортепиано, а так же определение роли этого явления в процессе дальнейшей эволюции джазовой музыки.
Первыми реформаторами стиля «бибоп» – саксофонистом Ч. Паркером и трубачом Д. Гиллеспи – был предложен резко отличавшийся от свинговой традиции стиль игры. Вслед за ними, ведущие пианисты бибопа Б. Пауэлл и Т. Монк адаптировали находки в области мелодики, гармонии, формы, фразировки и артикуляции в джазовом пианизме. Этот процесс способствовал тотальному установлению стилистических норм бибопа и рождению нового звукового критерия для музыкантов и слушателей.
Становление бибопа проходило в два этапа: на первом пианисты, как и другие джазовые музыканты, использовали универсальные приемы возникшего стиля «бибоп», регулирующие трактовку музыкального материала предыдущих периодов развития джаза, а в течение второго исполнители начали сочинять собственные джазовые композиции в рамках критериев бибопа. В результате этого привычные, контрастирующие в свинге части формы джазовой композиции – тема и импровизация – обрели объединяющие элементы и стали демонстрировать однородность в плане музыкального языка. Такие новации бибопа, как усложнение гармонической схемы, хроматизация мелодики, несимметричность фраз и их особая акцентуация послужили базисом для формирования джазовых стандартов нового типа. Эти реформы прочно закрепились как в джазовом исполнительстве, так и в сфере джазового фортепиано, определяя вектор дальнейшего развития искусства джаза.
Ключевые слова
история джаза, бибоп, джазовое фортепиано, джазовые пианисты, импровизация.
Для цитирования
Лубяная Е. В. Джазовое фортепиано в контексте инноваций бибопа // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 2. С. 136–141.