Дуда Н.
Музыкально-сценическое пространство балета «Павана мавра» на музыку Генри Перселла
В статье поднимается вопрос об уникальности музыкально-сценической композиции балета «Павана мавра». Основанная на так называемой технике танца Хосе Лимона, хореография балета продемонстрировала новый способ общения художника с залом. Автор полагает, что хореограф вступает в коммуникацию со зрителем посредством языка сценического пространства, которое влияет на зрителя визуально и эмоционально благодаря энергии и ритму движения персонажей. Отмечается прием деперсонализации героев как способ заставить зрителя сосредоточиться больше на самой хореографии и абстрактных психологических состояниях персонажей, чем на их индивидуальных характеристиках. В статье отмечаются броские ассоциации с визуальным и музыкальным рядом художественных образов Ренессанса, которые возникают у зрителей благодаря костюмам персонажей и объединяющему сценографию ритму паваны. Автор приводит цитаты, подтверждающие необычность процесса создания самого спектакля, а именно стремление хореографа отойти от стереотипа постановки балета на сюжет литературного произведения, выбора самой музыки post factum после создания самого танца. В музыкальной драматургии отмечены ведущий принцип контраста и наличие внешних и внутренних образно-тематических арок. Автор отмечает, что в процессе аранжировки музыка Перселла подверглась некоторым темповым и фактурным изменениям, что позволило создателям спектакля усилить трагическое в лирических образах, а лирическое и героическое – в танцевальных. С точки зрения автора, выбор музыки Перселла был обусловлен рядом причин, ведущей из которых стала общность мироощущения двух художников.
Ключевые слова
Генри Перселл, Хосе Лимон, «Павана мавра», «Абдельазер», «Гордиев узел разрублен», павана.
Для цитирования
Дуда Н. В. Музыкально-сценическое пространство балета «Павана Мавра» на музыку Генри Перселла // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 3. С. 15–20.