Серебренников М.
О конспективных способах записи фуги в эпоху барокко
Вспыхнувшая в начале XXI века новая волна интереса к старинным практикам музицирования (в частности, импровизации) и связанное с этим активное изучение первоисточников позволили исследователям обнаружить забытые и давно вышедшие из употребления способы нотации фуги. В рукописях и изданиях трехвековой давности многоголосная имитационная композиция предстала в виде оригинальных, порой по-барочному замысловатых, конспектов.
Основываясь на малодоступном отечественному музыканту нотном материале, статья знакомит читателя с таким явлением эпохи позднего барокко, как клавирная генерал-бас-фуга.
В фокусе исследовательского внимания находятся вопросы нотации – того параметра музыкального языка, который наиболее наглядно отражает природу явления. Основная масса дошедших до нас образцов генерал-бас-фуги представлена в сокращенной записи. Исходя из степени подробности фиксации нотного текста, все образцы можно разделить на две группы: 1) фуги, в которых сокращена запись только фактуры; 2) фуги, в которых сокращена запись и фактуры, и структуры. На примере конкретных образцов генерал-бас-фуги рассматривается техника нотирования, демонстрируется степень градации конспективной записи, выясняется функциональное предназначение фуг, зафиксированных тем или иным конспективным образом.
Историко-теоретическое освещение вопроса дополняется практической частью — описанием пошагового процесса возможной трансформации одного из аутентичных образцов конспективно записанной фуги в законченное сочинение.
Ключевые слова
Годфри Келлер, Даниэль Магнус Гронау, нотация, генерал-бас, контрапункт, фуга, импровизация, партименто.
Для цитирования
Серебренников М. А. О конспективных способах записи фуги в эпоху барокко // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 3. С. 28–35.