Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Шибинская А.

О программной музыке Барокко и ее истоках

Статья посвящена исследованию программной музыки эпохи Барокко. Рассматриваются истоки программности, которые восходят к сфере вокальной полифонии XIV–XVI веков. Первоначально программные сочинения представляли собой интабуляции – переложения вокальных пьес для сольного или ансамблевого инструментального исполнения, сохраняющие заголовок пьесы-первоисточника. Таковы пьесы английских верджиналистов, французских композиторов-лютнистов (конец XVI – первая половина XVII века). Источниками программных пьес были мадригалы, народные популярные песни, вокальные баллады. Композиторы, делая переложения этих сочинений, заимствовали заголовки вокальных оригиналов для своих инструментальных миниатюр. Сочинения представлены в многообразии жанров – от миниатюр до крупных циклических форм. К начальному этапу формирования программности в инструментальной музыке можно также отнести образцы сборников XVII века, имеющих общее название. Безусловно, это еще не подлинная программная музыка, поскольку пьесы, включаемые в сборник, относились к разным жанрам и не были связаны единой сюжетной линией, однако композиторы считали нужным присвоить собранию общее имя. Достаточно много подобных образцов встречается в творчестве французских композиторов-лютнистов. Постепенно в творчестве композиторов разных национальных школ эпохи Барокко очерчивается круг излюбленных тем программных сочинений.

К ним относятся темы природы, образы живых существ, пьесы-посвящения, характеристические портреты дам, а также выделяется особый тип программы – баталии. Во второй половине XVIII столетия в творческом наследии немецких авторов встречаются также крупные программные произведения духовного содержания. Эпоха Барокко – важный этап в формировании и развитии программной музыки. Оформившиеся в этот период типы и виды программ будут представлены и в последующие эпохи.

Ключевые слова

программная музыка, Барокко, интабуляции, баталии, цикл, пьесы-посвящения, времена года, истоки программности.

Для цитирования

Шибинская А. А. О программной музыке Барокко и ее истоках // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 3. С. 36–42.

DOI

https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-13005