Скворцова И., Смолкин К.
Новые стилевые закономерности в романсах ор. 38 С. В. Рахманинова
В статье предложен новый подход к осмыслению стилистики музыкального языка С.В. Рахманинова на примере «Шести стихотворений для голоса и фортепиано» ор. 38 (1916), написанных на стихи поэтов Серебряного века. Отчасти особый язык символистской поэзии вдохновил композитора на поиск новых выразительных средств. Однако изменения композиторского стиля были подготовлены и более ранними сочинениями – Прелюдиями ор. 32 (1910), Этюдами-картинами ор. 33 (1911) и др.
Важнейшим фактором переосмысления вокального жанра в ор. 38 выступает по-новому трактованная фортепианная партия, которая подчас берет на себя главенствующую художественную функцию в камерном ансамбле. Гармония данного опуса, отличающаяся возросшей ролью линеарного фактора и усилением роли фонизма усложненных диссонантных аккордов, отмечена влиянием модернистской эстетики. Мелодику романсов ор. 38 также определяют нехарактерные для более ранних сочинений Рахманинова черты: декламационность, инструментальность и диссонантность вокальной партии с концентрацией хроматизмов, обилием скачков на широкие, нередко увеличенные или уменьшенные интервалы и др.
Эволюционные изменения музыкального языка композитора стали результатом не только глубоких внутренних, но и внешних причин. Будучи продолжателем традиций прошлого, Рахманинов испытывал влияние художественных тенденций своего времени (в том числе стиля модерн), которые в дальнейшем развивались в творчестве русских композиторов XX века. Исходя из этого, сложившиеся представления о стилистике Рахманинова могут быть расширены и переосмыслены.
Ключевые слова
С. В. Рахманинов, романсы ор. 38, эволюция стиля, новые стилистические черты, стиль модерн.
Для цитирования
Скворцова И. А., Смолкин К. В. Новые стилевые закономерности в романсах ор. 38 С. В. Рахманинова // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 3. С. 50–56.