Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Лобзакова Е.

Знаменный распев в музыкально-стилевом пространстве ранних симфонических опусов С. Слонимского

Статья посвящена ранним симфоническим сочинениям Сергея Михайловича Слонимского (1932–2020) «Драматическая песнь» и «Симфонический мотет» в аспекте адаптации в их музыкальной ткани знаменного распева. Произведения рассматриваются с точки зрения формирования принципов художественного мышления, в дальнейшем ставших константными и определяющими в творчестве мастера, а также в контексте диалоговой поэтики, которая обнаруживает себя на разных уровнях – интонационных, языковых, текстовых, стилевых, эпохальных связей. В центре внимания – обнаружение авторского подхода к «переинтонированию» культового песнопения в ткани светского инструментального сочинения и его роли в смысло- и текстообразовании музыкального целого исследуемых опусов. При этом учитывается тот факт, что монодия в разных ее формах является ключевым элементом художественного мышления Слонимского, выполняющим важную композиционно-драматургическую и семантическую роль, а также существенным образом влияет на организацию ткани его сочинений. В результате проведенного анализа автор приходит к выводу о том, что в «Драматической песне» и «Симфоническом мотете» представлены разнообразные типы диалогических связей между текстом-источником и вновь создаваемым на его основе художественным объектом: от введения обиходного распева в хорошо распознаваемом виде до диффузного взаимопроникновения авторских стилистических средств и отдельных параметров распева (интонационных, ладовых, синтаксических). Кроме того, осуществляется попытка выявить систему диалектических отношений двух принципиально различных типов музыкального мышления – монодийного и многоголосного композиторского – в изучаемых произведениях.

Ключевые слова

С. Слонимский, отечественная музыкальная культура, древнерусский распев, монодия, симфонические произведения.

Для цитирования

Лобзакова Е. Э. Знаменный распев в музыкально-стилевом пространстве ранних симфонических опусов С. Слонимского // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 3. С. 63–68.

DOI

https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-13009