Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Стрезев М.

Орган в творчестве Дмитрия Киценко

Статья представляет собой обзор произведений для органа и с участием органа композитора Дмитрия Киценко (р. 1950), внесшего значительный вклад в развитие музыкального искусства Республики Молдова. В статье рассматриваются произведения, написанные почти за четыре десятилетия – с конца 1970-х гг., когда в Кишиневе был открыт Органный зал, по наши дни. За эти годы Д. Киценко создал более десятка произведений: для органа соло (Прелюдия и фуга памяти Д. Д. Шостаковича; Сюита; In Nomine), органа с оркестром (Концерт для органа, струнных и литавр), органа с солистами-певцами (два сочинения для колоратурного сопрано, кларнета и органа: кантата «Литании» на стихи Г. Виеру и Ave Maria; Stabat Mater для меццо-сопрано и органа; Месса для сопрано, тенора и органа; несколько вокальных миниатюр), органа с хором (Mariengebet). Произведения Д. Киценко в той или иной степени обнаруживают признаки стиля необарокко, проявляющиеся в образном строе, жанрах и формах, ладомелодической и метроритмической сторонах музыкального языка, полифонических средствах изложения и развития материала. Другим стилистическим ориентиром, проявляющимся в ряде пьес, является фольклор: в музыкальном языке Сюиты, «Литаний», отдельных фрагментов Концерта ощущаются интонационно-мелодические и ритмические связи с молдавской вокальной и инструментальной народной музыкой. Орган выполняет в анализируемых сочинениях разнообразную роль: от солиста и участника ансамбля – до аккомпаниатора, осуществляющего интонационно-гармоническую поддержку вокальной партии.

Ключевые слова

орган, Дмитрий Киценко, необарокко, сюита, прелюдия и фуга, месса, литании, концерт, молдавский фольклор.

Для цитирования

Стрезев М. И. Орган в творчестве Дмитрия Киценко // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 3. С. 69–76.

DOI

https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-13010