Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Яковлева О.

Рождение шедевра: Г. Свиридов и В. Чернушенко в совместной работе над циклом «Песнопения и молитвы»

Статья посвящена процессу формирования итогового опуса Г. Свиридова – хорового цикла «Песнопения и молитвы» (1980–1997) – как целостной духовно-художественной концепции. Масштабностью авторского замысла и ярко выраженным своеобразием феномена «литургической музыки», полагаемого в качестве исходного творческого импульса для создания данного цикла, предопределялись и замедленные темпы «материализации» соответствующего концептуального решения, и множественность рассматриваемых предварительных вариантов его звукового воплощения. Фактором, способствовавшим подлинному «рождению шедевра», явилось сотрудничество композитора с Государственной академической певческой капеллой Санкт-Петербурга под управлением В. Чернушенко. В статье отмечается, что интенсивная совместная работа, предусматривавшая не только «авторизованное» исполнительское прочтение отдельных хоровых номеров или «малых циклов» – частей «Песнопений и молитв», но и апробацию различных композиционных версий данного произведения, охватывала все основные этапы художественной интерпретации в сфере музыкального искусства. Речь идет о многогранной аналитической подготовке музыканта-исполнителя (прежде всего, дирижера), в непрерывном диалоге с автором постигающего внутренним слухом и «умным зрением» мельчайшие детали образного содержания, которые заключены в нотном тексте, выстраивающего идеальную «звуковую форму» как «сценарий» будущего концертно-сценического выступления. Существенная роль отводится и репетиционным прослушиваниям, организуемым при непосредственном участии композитора – взыскательного слушателя, доброжелательного консультанта, в некоторых случаях (излюбленный прием Г. Свиридова) фактического руководителя исполнительского процесса, оперативно корректирующего действия певцов и хормейстера. Совместный «экспресс-анализ» по завершении концертного выступления содействует не только эффективному редактированию соответствующих нотных текстов (уточнению ранее зафиксированных штрихов, динамики, агогических ремарок, фактурных соотношений и др.), но и корректировке первоначальной «звуковой формы» после ее акустической и коммуникативной апробации. Автор статьи отмечает, что достигнутый впечатляющий результат в интерпретаторском «воссоздании» цикла «Песнопения и молитвы» предопределяется уникальным сотворчеством двух крупнейших отечественных музыкантов – Г. Свиридова и В. Чернушенко.

Ключевые слова

Г. Свиридов, «Песнопения и молитвы», Государственная академическая певческая капелла Санкт-Петербурга, В. Чернушенко, «литургическая музыка», исполнительская интерпретация.

Для цитирования

Яковлева О. А. Рождение шедевра: Г. Свиридов и В. Чернушенко в совместной работе над циклом «Песнопения и молитвы» // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 3. С. 91–96.

DOI

https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-13013