Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Пигулевский В., Мирская Л.

Инсталляция: преобразование означающих

Введение в художественную практику ready-made становится проблемой художественной деятельности. В дизайне тренда эта практика способствует формированию манипуляции вещами-знаками. В символическом пространстве культуры ready-made становится основой инсталляций. Перемена контекста для означаемого предмета приводит к преобразованию означающих, возникновению коннотаций и ассоциаций. Манипуляция с типовыми вещами промышленного производства направлена на устранение означающего и создание «слепого пятна», вокруг которого образуются коннотации. Новые смыслы приводят к пересмотру традиционной модели искусства как репрезентации. В отличие от арт-практики, в дизайне не устраняется означающее, а меняются функции. Перемена функций используется для создания необычных вещей. В ситуации постмодерна принцип цитирования прошлого реализуется как монтаж банальных вещей, образующий оригинальный смысл. Наряду с высокими технологиями и поэтическими изобретениями изысканных вещей, возникает hand-made дизайн. Его суть – в остроумных проектных решениях путем манипуляции с ready-made. Монтаж вещей является авангардным конструированием, семантическим проектированием чудесного образа в повседневном пространстве. В контексте символического пространства продукты hand-made дизайна выступают как инсталляции. В отличие от арт-инсталляций, имеющих эстетическое значение, инсталляции дизайна функциональны. Их назначение – реклама, продвижение бренда или создание привлекательной среды. Инсталляции создаются в рамках направлений поп-дизайна, анти-дизайна, деконструкции и постиндастриал. Это витрины, шоурумы, конструкции в интерьере и экстерьере городской среды. В парковых зонах и местах развлечения создается фантазийное пространство, способное удивлять, развлекать, давать отдых посетителю. Особый интерес вызывают «поющие» фонтаны с лазерными шоу: гармония музыки, «танца» водных струй и игры света может вызвать эйфорию у зрителя. Техническая изобретательность и интеллектуальная конфронтация с мейнстримом как принцип hand-made design и installation view позволяют конструировать из банального пространства нечто оригинальное, обыгрывать вещи-знаки в различных контекстах, провоцировать новые коннотации и ассоциации.

Ключевые слова

дизайн, произведение искусства, инсталляция, ready-made, hand-made дизайн, «поющие» фонтаны, означающее и означаемое.

Для цитирования

Пигулевский В. О., Мирская Л. А. Инсталляция: преобразование означающих // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 4. С. 27–39.

DOI

https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-13004