Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Герасимова И.

Служба Божия «Органна» на шесть голосов (1660–1670-е гг.): проблемы атрибуции и исполнения

В русских барочных рукописях второй половины XVII–XVIII вв. среди партесных концертов наличествуют композиции, предназначенные для исполнения в храмах Киевской митрополии. Этим произведениям свойственны опора на текстовые редакции, которые не использовались в церквях Московского патриархата, подписи авторов на латинском языке, титулы концертов и циклов, характерные для униатской или католической церковно-певческой практики. Так, в собрании рукописных восьмиголосных партий Новгородского архиерейского дома была выявлена Служба Божия на шесть голосов под названием «Органка» (искаженное написание польского слова «Органна»), записанная на отдельных листах. В процессе анализа Литургии было определено место ее создания – земли Киевской митрополии. Соответствующий вывод мотивируется тем, что названный цикл содержит одну из текстовых версий, принятых в киевской богослужебной практике. Помимо этого, удалось проследить вероятные пути трансмиссии цикла в России – вместе с архиерейскими певцами через Смоленск и Псков в Новгородскую землю. Название «Органна» предполагает связь службы с органной культурой. Анализ музыкальной фактуры Службы Божией подтвердил возможность исполнения данного цикла хоровым ансамблем в сопровождении basso continuo либо инструментальной капеллы, имевшейся в столице Великого княжества Литовского – Вильне – при дворе киевских униатских митрополитов. В статье рассмотрены способы исполнения Службы Божией с органным аккомпанементом. Установлена ее близость к произведениям композиторов виленской школы, в частности, концертам Николая Дилецкого. В то же время указанная Литургия не могла быть написана самим Н. Дилецким, поскольку о музыке «Органной» Службы Божией он критически отзывался на страницах своего трактата «Мусикийская грамматика». Обнаруженная в данном трактате цитата из «Аллилуйи» Органной Службы позволяет датировать время сочинения упомянутого цикла 60–70-ми годами XVII столетия – послевоенным периодом работы композиторов виленской школы.

Ключевые слова

виленское барокко, партесный концерт, певческие рукописи, Киевская митрополия, Новгородский архиерейский дом.

Для цитирования

Герасимова И. В. Служба Божия «Органна» на шесть голосов (1660–1670-е гг.): проблемы атрибуции и исполнения // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 4. С. 93–99.

DOI

https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-14011