Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Ю. Э. Серов

«Ленинградская» симфония Бориса Тищенко

В творчестве выдающегося симфониста XX века Бориса Тищенко программный и непрограммный симфонизм занимают примерно равные позиции. Программность, заключенная в слове, литературе и поэзии, ставшая важнейшей композиторской линией Б. Тищенко, развивалась параллельно его «чистому» симфонизму. В статье анализируется симфония «Хроника блокады», сочиненная композитором на основе его музыки к постановке по стихотворениям блокадной поры и наполненная как зримой театральностью, так и сквозной симфонической драматургией. Сочинение Б. Тищенко уникально в своем роде: это не просто симфония, связанная с войной, но монументальное музыкальное полотно, в котором война, разрушения, смерть, преодоление и победа описаны композитором буквально, шаг за шагом. Б. Тищенко вглядывается в лицо войны, зверское и беспощадное, имея в своем распоряжении колоссальный по составу симфонический оркестр. Музыке многое доступно в изображении окружающего мира, и Б. Тищенко пользуется этими ее возможностями в полной мере. В произведении также немало перекличек с Седьмой «Ленинградской» симфонией Дмитрия Шостаковича.

Б. Тищенко – симфонист огромного масштаба, и одно из самых важных и сильных его качеств – логика драматургии, которая, как мы видим на примере «Хроники блокады», может создавать самые различные музыкальные формы. Б. Тищенко не считал свои программные симфонии полноценными и не давал им порядкового номера в своем каталоге. Но именно они, и прежде всего «Хроника блокады», подготовили, предвосхитили появление главного детища композитора – Хорео-симфонической циклиады «Беатриче» («Данте-симфонии»). Автор статьи указывает на то, что две обозначенные выше линии симфонического творчества Б. Тищенко взаимно обогащались, подпитывали друг друга, и именно программность стала основой «Данте-симфонии» – сочинения, которое сам автор считал своим композиторским итогом, самым грандиозным жизненным свершением.

Ключевые слова

Борис Тищенко, программная симфония, симфонический оркестр, Дмитрий Шостакович, блокада Ленинграда, «сонорные приметы».

Для цитирования

Серов Ю. Э. «Ленинградская» симфония Бориса Тищенко // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 1. С. 18–24.

DOI

10.52469/20764766_2021_01_18