Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






М. С. Егорова

Стихира-осмогласник св. Александру Невскому: музыкальная форма в контексте средневековой интермедиальности

Статья посвящена уникальному древнерусскому песнопению, обладающему редкой музыкальной формой, которая объединяет интонационный словарь всех восьми гласов знаменной монодии. Стихира-осмогласник из службы блгв. кн. Александру Невскому, сохранившаяся в пяти списках первой половины XVII в., представляет собой яркое произведение древнерусского певческого искусства с усложненной художественной организацией, обусловленной литургической функцией песнопения, торжественно исполнявшегося в день памяти святого. Анализ музыкальной образности стихиры показывает, что ведущую роль в распеве играют вокализирующие фрагменты, тесно связанные с ключевыми лексемами, эксплицирующими мотивы поклонения реликвии и ее чудотворности. Эмоционально-экспрессивная составляющая музыкальной формы актуализировалась в ситуации «чина целования» раки с мощами в храме Богородице-Рождественского монастыря во Владимире, где с 1263 г. находилась гробница благоверного князя. Доминирование в художественной структуре музыкально-поэтического текста мотивов телесности, материальности реликвии и ее охранительного статуса для города Владимира и всей Русской земли находит непосредственный отклик в житийной иконе с 36 клеймами из храма св. Александра Невского в Московском Кремле, первые упоминания о котором датируются 20-ми годами XVII в. и хронологически совпадают с датировкой ранних списков осмогласника. Большинство клейм включает иконографические формулы, связанные с сакральным пространством хранения реликвии и чудесами от раки с мощами св. Александра во Владимире. При совершении «чина целования» этой праздничной иконы во время «царских выходов» в кремлевский храм 23 ноября в присутствии патриарха и государя, певческое исполнение осмогласника, а также его музыкальные элементы, которые усиливали мотивы материальности реликвии и «освящающей» силы мощей, способствовали (благодаря интермедиальным связям) уподоблению пространства ритуала locus sacrus – гробнице святого во владимирском соборе Рождества Богородицы, что позволяет предположить московское происхождение стихиры, звучавшей в наиболее торжественной обстановке.

Ключевые слова

древнерусское певческое искусство, осмогласник, традиция поклонения реликвии, св. Александр Невский, интермедиальность.

Для цитирования

Егорова М. С. Стихира-осмогласник св. Александру Невскому: музыкальная форма в контексте средневековой интермедиальности // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 1. С. 42–54.

DOI

10.52469/20764766_2021_01_42