Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






К. С. Кемова

Неизвестные страницы фортепианного дуэтного репертуара: сонаты Франца Зейдельмана

В настоящее время внимание концертирующих дуэтов все чаще сосредоточивается на малоизвестном четырехручном репертуаре, что актуализирует проблему его классификации и аналитического освещения. К незаслуженно забытым сочинениям для фортепиано в четыре руки относятся Шесть сонат Франца Зейдельмана. Созданные в Дрездене в 1781 году, они принадлежат к наиболее ранним образцам четырехручных сонат. Несмотря на то, что комплексный анализ этих сочинений не проводился, они все же удостоились высокой оценки некоторых исследователей. Отсюда проистекает необходимость научного осмысления значимости этих произведений с учетом музыкально-исторических процессов и эволюции жанра четырехручной сонаты. В настоящей работе прослеживается творческий путь Ф. Зейдельмана, описывается общеевропейский контекст возникновения первых четырехручных сонат, включая сонаты Ф. Зейдельмана, приводится развернутая аналитическая характеристика упомянутых сонат; особое внимание уделено структурным и фактурным особенностям, которые отражают специфику четырехручных сочинений изучаемого периода. Автором статьи акцентируется историческая значимость сонат Ф. Зейдельмана, подобно другим ранним четырехручным сонатам того времени, представляющих собой экспериментальные композиции. В ходе анализа выявляется ряд специфических характеристик, присущих названным сонатным циклам: включение менуэта и полонеза в роли средней или заключительной части, использование полифонического диптиха в качестве финальной сонаты указанного собрания, полифонизация фактуры, при которой отсутствуют удвоения голосов, а каждый голос обретает ритмоинтонационную индивидуализацию.

Попытка восполнить лакуны в отношении сонат Ф. Зейдельмана, олицетворяющих собой индивидуальный подход к трактовке жанра, дает возможность осмыслить фортепианный дуэт XVIII века как целостное многополярное явление.

Ключевые слова

Ф. Зейдельман, ансамблевое музицирование, фортепианный дуэт, соната для фортепиано в четыре руки, сонатный цикл, сонатная форма, дуэтная фактура.

Для цитирования

Кемова К. С. Неизвестные страницы фортепианного дуэтного репертуара: сонаты Франца Зейдельмана // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 1. С. 95–103.

DOI

10.52469/20764766_2021_01_95