Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Т. С. Екименко

О воплощении национального начала в творчестве композиторов Карелии

В статье анализируется деятельность композиторов Карелии, направленная на создание сочинений, которые демонстрируют тесную связь с национальными традициями края. Одним из первых данную проблему обозначил композитор Гельмер-Райнер Несторович Синисало (1920–1989), более трех десятилетий возглавлявший композиторскую организацию в республике. Автор статьи раскрывает конкретные приемы, отмеченные Г. Синисало в публикациях, выступлениях, докладах, которые в разной степени «сопряжены» с претворением национального начала в музыке и касаются как использования средств музыкального языка, так и первоматериала – заимствованных мелодических источников. В качестве примеров приводятся балет Г. Синисало «Сампо» и медиаопера В. Сергеенко «Золотая дева», в которых осуществлена связь сюжетной основы сочинений с эпической поэмой Э. Леннрота «Калевала». В балете «Сампо» Г. Синисало претворены основные линии сюжета поэмы Э. Леннрота «Калевала» – борьба за волшебную мельницу Сампо, которая реализуется в противостоянии сил добра и зла. За основу медиаоперы В. Сергеенко «Золотая дева» взят сюжет, созданный по мотивам карельской, ингерманландской народной поэзии и эпической поэмы Э. Леннрота «Калевала». Опера написана на ливвиковском диалекте карельского языка. Национальные атрибуты оперы – либретто, язык, тема. Музыкальный ряд оперы, как правило, представляет собой контрапункт нотированного текста (записанного нотами, сочиненного и отрепетированного заранее) и текста, который создавался компьютером во время исполнения. Музыку одновременно исполняли хор, оркестр, солисты-певцы и компьютер (программа конструировала свой материал на основе рисунков-орнаментов).

Ключевые слова

Союз композиторов Карелии, Гельмер-Райнер Синисало, балет «Сампо», поэма «Калевала», Виктория Сергеенко, медиаопера «Золотая дева».

Для цитирования

Екименко Т. С. О воплощении национального начала в творчестве композиторов Карелии // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 2. С. 75–81.

DOI

10.52469/20764766_2021_02_75