Н. В. Климова
Либретто балета А. Изосимова «Сказка о зеленой змее и прекрасной Лилии»
Статья посвящена анализу либретто балета петербургского композитора Александра Изосимова «Сказка о зеленой змее и прекрасной Лилии», созданного в 2018 году. Указанное либретто, которое было написано композитором вне прямой связи со сценическим действием, рассматривается как пример нового подхода к литературной основе балетного спектакля XXI века. Вдохновленный «Сказкой» великого немецкого поэта И. В. Гете, автор балета ориентировался в либретто не столько на сюжетную внешнюю канву, сколько, по его собственному выражению, на «дух» произведения. В драматургии балетного спектакля, как и в «Сказке» И. В. Гете, нет конфликта добра и зла – в нем преобладают светлые, гармоничные образы. Композитор произвел необходимые сокращения оригинального текста, включил новых персонажей и, следуя традиции русского классического балета, создал оригинальную версию сочинения И. В. Гете в рамках трехактной композиции. В либретто балета сохранены три драматургические линии: первая линия – земная, представленная зеленой змеей, перевозчиком, королями подгорного храма; вторая линия, сверхчувственная, – царством прекрасной Лилии с ее окружением; третья, комическая, – приключениями старухи Фелисии и болотных огней. Центральными событиями балета являются сцены жертвы змеи и восхождения подгорного храма королей, превращенного в священный алтарь. При этом указанное появление храма символически ассоциируется с рождением обновленной человеческой души. Балет А. Изосимова – первое в отечественной музыке обращение к «Сказке» И. В. Гете. В литературном тексте либретто находит отражение характерная для русского музыкального театра XIX века идея обретения героями «света духовного» как первоосновы жизненного пути.
Ключевые слова
А. Изосимов, «Сказка о зеленой змее и прекрасной Лилии», функциональная роль балетного либретто, хореографическая композиция, драматургия балетного спектакля.
Для цитирования
Климова Н. В. Либретто балета А. Изосимова «Сказка о зеленой змее и прекрасной Лилии» // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 2. С. 103–108.