А. Комарова
Универсальные композиционно-драматургические функции музыкальных цитат в кинематографе (на примере музыки И. Брамса)
В кинематографе аудиальная сторона фильма может иметь важное значение не только с точки зрения эмоционального воздействия на зрителя. Иногда авторского саундтрека оказывается недостаточно для реализации режиссерских замыслов, поэтому в некоторых фильмах режиссеры обращаются к академической музыке как к источнику музыкальных цитат. В кинематографе цитаты из классической музыки выполняют самые различные функции, которые можно разделить на композиционно-драматургические и семантические. Упомянутые функции в разные годы исследовались зарубежными и отечественными музыковедами и киноведами – например, З. Лиссой, Т. Шак, К. Рычковым. Идея универсальных (общих) и специальных композиционно-драматургических функций музыки принадлежит музыковеду В. Бобровскому, который разработал функциональную теорию музыкальной формы и подразделил соответствующие функции на универсальные (общие) и специальные. Указанная теория видится автору статьи наиболее лаконичной и совершенной, поскольку может быть применена не только к музыке, но и к другим видам искусства, имеющим временную природу (в том числе к искусству кино, где используются как авторская киномузыка, так и цитаты из произведений академической музыки). В данной статье теория В. Бобровского применяется для анализа кинофильмов с цитатами из музыки немецкого композитора-романтика И. Брамса. В качестве примеров были выбраны два фильма, снятые разными режиссерами. Музыкальные цитаты в картинах «Гамлет» (2000) и «Нефть» (2007) выполняют различные семантические, а также универсальные композиционно-драматургические функции, такие как вступление, выделение зоны кульминации, завершение раздела кинофильма, тема финала.
Ключевые слова
И. Брамс, кинематограф, функции музыки в кино, музыкальная цитата, киномузыка.
Для цитирования
Комарова А. А. Универсальные композиционно-драматургические функции музыкальных цитат в кинематографе (на примере музыки И. Брамса) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 3. С. 6–10.