Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






В. Кисеев

Черты ритуала в перформансе «Книга дней» Мередит Монк

Перформанс как форма представления является ведущим направлением в творчестве Мередит Монк, принадлежащей к числу родоначальников перформативного движения в США. М. Монк признана не только одним из ярких представителей музыкально-театрального перформанса рубежа XX–XXI веков, но и художником-новатором, содействовавшим активному развитию и внедрению перформативности в различные жанры музыкального театра. В области перформанса названный автор создала свои лучшие сочинения, благодаря которым стала одним из самых влиятельных композиторов Северной Америки. Эстетические принципы М. Монк формировались в период расцвета концептуального искусства, под непосредственным влиянием которого происходил процесс сближения академического театра и разнообразных арт-практик. В американской художественной среде благодаря этому утвердился термин «концептуальный театр», предполагающий замену традиционной формы представления – разыгрываемого спектакля – на демонстрацию автором некоего опыта переживания конкретного момента действительности, будь то ощущение реального отрезка времени или восприятие пространства в настоящий момент.

Публикуемая статья посвящена музыкально-театральному перформансу М. Монк «Книга Дней». Данная композиция рассматривается в аспекте индивидуального претворения некоторых специфических элементов ритуала. В центре внимания исследователя находится пространственно-временной континуум произведения, вызывающий определенные ассоциации с ритуалом. В результате аналитических наблюдений над спецификой организации художественного пространства–времени, присущей «Книге Дней», формулируется вывод о том, что концептуализация вышеназванного континуума и его погружение в атмосферу воображаемого ритуала способствуют объединению зрителей в сообщество и создают лиминальную ситуацию.

Ключевые слова

перформанс, концептуальный театр, «Книга Дней», перформативность в творчестве Мередит Монк, ритуал, художественное пространство–время.

Для цитирования

Кисеев В. Ю. Черты ритуала в перформансе «Книга дней» Мередит Монк // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 3. С. 18–23.

DOI

10.52469/20764766_2021_03_18