Ф. Шак, В. Волченко
Индивидуальные особенности звукорежиссерского стиля в современной джазовой звукорежиссуре (на примере работ Дж. Андерсона)
В статье анализируются записи импровизационной джазовой музыки, осуществленные звукорежиссером Дж. Андерсоном. Исходным моментом становится понятие индивидуального звукорежиссерского стиля, впервые обозначенное в работах Н. Рахмановой. Авторами настоящей статьи исследуются разноплановые в стилистическом отношении записи джазовых музыкантов Т. Бланшара, Дж. Зорна и П. Барбер; при этом выявляются «персональные» особенности сведения, звукового образа и инструментального баланса, привносимые Дж. Андерсоном. Каждый из перечисленных джазовых солистов характеризуется не только с позиции оригинальных звукорежиссерских решений, использованных в записях его дисков, но и с учетом личного вклада в развитие современного джаза и импровизационного исполнительства. Изобилующие успешными творческими решениями записи Дж. Андерсона могут рассматриваться в качестве эталона современного сведения джазовой музыки. Они являют собой пример деятельности образцового звукорежиссера, который отличается высокой музыкальной культурой и глубоким пониманием задач, решаемых конкретными исполнителями. На примере отдельных записей демонстрируется приверженность Дж. Андерсона не только распространенным методам панорамирования, но и менее популярным техникам минувших десятилетий, редко применяемым в современной джазовой звукорежиссуре. Особое внимание уделено избирательности, присущей индивидуальным проектам Дж. Андерсона, чьи профессиональные интересы связаны, в первую очередь, с акустическими разновидностями джаза, стилистически относящимися к бибопу, постбопу и авторскому джазу «синтезирующего» плана. Это позволяет охарактеризовать Дж. Андерсона как подлинного профессионала, демонстрирующего безусловную компетентность и незаурядное понимание художественных основ музыки, с которой он работает. При этом индивидуальный стиль звукорежиссуры Дж. Андерсона отличается ясностью звуковых образов, совершенным инструментальным балансом и умением адаптироваться к решению самых различных задач, которые обусловливаются необходимостью предельно точной фиксации исполнительского материала.
Ключевые слова
джазовая музыка, импровизационное исполнительство, джазовая звукорежиссура, звукозапись, сведение звука, мастеринг, панорамирование, звуковой баланс, бибоп, постбоп.
Для цитирования
Шак Ф. М., Волченко В. В. Индивидуальные особенности звукорежиссерского стиля в современной джазовой звукорежиссуре (на примере работ Дж. Андерсона) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 3. С. 32–41.