Г. Рыбинцева
Барокко и классицизм: природа и история
В книге «Закат Европы» О. Шпенглер назвал два способа освоения мира человеком: Природа и История. Природа есть образ мира в состоянии статики, История же представляет мир как процесс непрерывного развития. Художественным подтверждением тезиса О. Шпенглера могут служить два больших новоевропейских стиля – барокко и классицизм.
Характерные для барочной музыки приемы развития материала исключали возможность преобразования исходного тематизма, что обусловило «природную» статику образов музыкального барокко. В архитектуре, изобразительном искусстве, литературе данного стиля усматривается тенденция к воссозданию многообразия природы, в том числе человека как одного из ее явлений. В соответствующих целях в музыке использовались приемы звукоизобразительности и звукоподражания; сложился новый музыкальный язык, позволивший воплощать природные проявления человека – его аффекты, эмоции, чувства.
Искусство классицизма, наоборот, тяготеет к передаче динамики Истории. Музыке классицизма в этом способствуют приемы интенсивного образно-интонационного развития, а также жанровый характер тематизма, который дает возможность воспроизводить эмоциональную атмосферу конкретного периода истории. Статичные по своей природе виды искусства воплощают тему Истории благодаря обращению к традициям античной древности. Архитектурные сооружения классицизма напоминают памятники Древней Греции и Древнего Рима; мастера изобразительного искусства и авторы драматических произведений отдают предпочтение сюжетам и образам античной истории и мифологии.
Ключевые слова
природа, история, искусство, художественный стиль, барокко, классицизм.
Для цитирования
Рыбинцева Г. В. Барокко и классицизм: природа и история // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 4. С. 51–56.