Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Г. Андриевская

Музыкальное исполнительство в ранних критических публикациях Б. Асафьева (1914–1917 гг.)

Статья посвящена раннему периоду музыкально-критической деятельности Б. Асафьева. Выявляются ключевые эстетико-художественные установки молодого критика, его жанровые предпочтения в указанной сфере (обзор, рецензия, ното- и библиографическая заметка). Отмечается, что большинство асафьевских публикаций предоктябрьских лет связано с музыкальным театром, прежде всего, с постановками опер и балетов русских композиторов. Исходя из этого, воззрения Б. Асафьева на исполнительское искусство характеризуются приоритетной ролью интерпретатора в реализации композиторского замысла как глубоко «жизненного» явления, преодолевающего условность музыкально-театральной практики. Привнесение «оперности» в концертно-сценические жанры (например, отечественный романс XIX – начала ХХ века) также приветствуется критиком с позиций «драматической правды». Указанный подход рассматривается Б. Асафьевым как способ вовлечения множественных музыкально-исполнительских средств в процесс «симфонического» по сути воплощения художественной концепции оперного или балетного спектакля, камерного вокального произведения и др. Поэтому представляется не случайным особо пристальное внимание, уделяемое Б. Асафьевым концертным и музыкально-театральным выступлениям С. Рахманинова – пианиста и дирижера. Именно С. Рахманинов оценивается критиком в качестве универсального художника-интерпретатора, явно тяготеющего к органичному синтезу «театральности» и «симфонизма» в обеих ипостасях своей исполнительской деятельности. Аналогичными примерами в области вокального исполнительства являются для Б. Асафьева оперные постановки и концертные программы с участием Ф. Шаляпина. Великий музыкант, пребывая на сцене, осуществляет своеобразную «режиссуру» не только собственной партии, но и музыкально-исполнительского процесса в целом. По мнению Б. Асафьева, отмеченные устремления обусловливаются глубоким осознанием важнейшей роли современной интерпретаторской деятельности в конгениальной репрезентации композиторского творчества.

Ключевые слова

Б. Асафьев, музыкальная критика, Серебряный век русской культуры, отечественный музыкальный театр 1900–1910-х годов, музыкальное исполнительство.

Для цитирования

Андриевская Г. П. Музыкальное исполнительство в ранних критических публикациях Б. Асафьева (1914–1917 гг.) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 1. С. 5–13.

DOI

10.52469/20764766_2022_01_05