М. Копырюлин
Профессиональные дискуссии о путях развития отечественного народно-оркестрового исполнительства на рубеже XX–XXI веков: к проблеме формирования академического репертуара
В настоящей статье рассматриваются актуальные тенденции, связанные с развитием отечественных оркестров русских народных инструментов на протяжении последней четверти ХХ – первых десятилетий XXI века. Особое внимание уделено процессу академизации народно-оркестровой культуры, достигающему в указанный период большого размаха и порождающему многочисленные дискуссии в профессиональной среде. Исследователем выявляются приоритетные оппозиции, характерные для упомянутых дискуссий и обозначаемые как «фольклоризованное» и «универсально-академическое» направления русского народного инструментализма. Наряду с разнообразными вопросами исполнительского плана, подчеркивается значимость репертуарных «акцентов» в концертных программах современных народных оркестров. При этом констатируется важнейшая роль вновь создаваемого оригинального репертуара для соответствующих коллективов, наряду с оркестровыми переложениями и инструментовками академической музыки. По мнению автора статьи, историко-культурный генезис оркестра как такового предопределяет ведущее положение «диалогов» народно-оркестрового и симфонического исполнительства. Отмеченные «диалоги» могут охватывать широкий спектр реализуемых творческих взаимодействий: от самобытных «адаптаций» шедевров симфонической классики в просветительских и образовательных целях до оригинального претворения основополагающих принципов симфонизма современными композиторами и аранжировщиками, которые сотрудничают ныне с народно-оркестровыми коллективами. Подобные тенденции в перспективе должны не только благоприятствовать продуктивному обновлению «магистральных» жанровых сфер народно-оркестрового академического репертуара, но и служить фундаментом для полномасштабного синтеза «оппонирующих» друг другу направлений отечественного народно-оркестрового исполнительства. Наглядным воплощением органичности упомянутого синтеза призван служить концертный и педагогический репертуар русских народных оркестров, пребывающий сегодня в стадии интенсивного формирования.
Ключевые слова
народно-оркестровое исполнительство в России, академическая музыкальная культура, народно-оркестровый репертуар рубежа XX–ХХI веков.
Для цитирования
Копырюлин М. С. Профессиональные дискуссии о путях развития отечественного народно-оркестрового исполнительства на рубеже XX–XXI веков: к проблеме формирования академического репертуара // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 1. С. 14–25.